+7 (911)384-02-82
Псковская область, Великолукский район, д.Поречье, ул. Садовая, д. 22/4
Новости
02.05.2024
02.05.2024

2 мая в Борковском литературно-художественном музее имени писателя И.А.Васильева состоялось открытие выставки "Народ. Подвиг. Память" художника В.Травкина.

Обо мне

Родился в городе Иваново 9 мая 1956 года. Детство прошло в далеком селе Болотново. Мать - Травкина Анна Ивановна воспитывала четверых детей: Артура, Виктора, Ольгу и меня.

 

Учился в Болотновской сельской школе до 7-го класса. Из преподаваемых предметов больше всего нравились природоведение, ботаника, зоология и рисование.

Пожалуй, вот с этих уроков рисования и можно начать свою творческую биографию. На занятиях учитель заставлял рисовать скворечники, портфели и звезды с таблиц, которые были вывешены на классной доске. Все программные задания выполнял добросовестно, однако больше всего нравилось, когда учитель предлагал рисовать на свободную тему. Вот тогда я брал репродукцию и старался сделать с нее копию. Это могло длиться не одно занятие. Рисовал с упоением и в школе и дома.
В сельском клубе в фойе висела огромная работа, выполненная масляными красками: на крутом берегу реки растет красивая береза, а за ней простираются дали среднерусской полосы. Придя домой, я решил нарисовать такой же пейзаж у себя в альбоме. Разумеется, ничего не вышло. Тем более, что «добрые» взрослые сказали, что из этой затеи ничего не получится.
Кроме рисования, меня заинтересовала зоология. С первого класса начал собирать коллекцию насекомых. С сачком обошел все окрестные леса, луга и поля, много читал книг, делал самодельные микроскопы. Участвовал в слетах юных натуралистов, вел переписку с журналом «Юный натуралист» и состоял в их клубе.
Мать понимала, что образование нужно продолжать и в 1970 году семья переезжает в деревню Ситьково, что находится в 30 километрах от областного города. Во время летних каникул работал в колхозе помощником комбайнера, научился водить трактор и комбайн.

Обучение с восьмого класса продолжилось в Ивановской школе-интернате № 3. Здесь я записался в кружок изобразительного искусства. На занятиях рисовали с натуры натюрморты, копировали работы других художников. Нравилось работать карандашом. Когда приходилось писать натюрморт акварелью, всегда переживал: не находился или не получался нужный цвет, краска текла по листу, а по щекам текли слезы. В школе устраивались выставки, в которых неоднократно принимал участие. Первые работы, которые были приняты на выставку, это картонная шкатулка с пейзажем на крышке и натюрморт из овощей, выполненный карандашом.

Во время учебы в средней школе стал посещать радиокружок при Доме пионеров.
Девятый и десятый класс пришлось заканчивать в школе-интернате № 6. Уроков рисования не стало, зато начали преподавать черчение. У учителя рисования и черчения в интернате была мастерская, где на стенах висели работы, выполненные маслом. Часто я приходил в нее и мог рассматривать эти работы. Учитель понимал, что меня интересует живопись и беседовал со мной об искусстве. Однажды в городе проводился конкурс детских рисунков «Пусть всегда будет солнце». По совету учителя я отправился в детскую художественную школу для участия в этом конкурсе. Нужно было нарисовать композицию для этого конкурса. Работа была выполнена, но о результатах так ничего и не узнал. Скорее всего, она нe попала в число победивших.
Если в мастерской учитель был добрым, то на уроках черчения часто был не доволен чертежами своего ученика, ругался за грязь, разведенную на листах. Подходило время выпускных экзаменов, время выбора дальнейшего пути. Меня привлекала и биология: хотелось заниматься изучением насекомых и очень нравилось рисовать. Я стоял на распутье: куда идти учиться. Но тут сыграла роль фраза, высказанная учителем черчения. Однажды на уроке, возвращая мне чертеж, он сказал, что если бы я учился в художественном училище, то меня бы выгнали оттуда за такую грязь. Вот тут я и решил, что поступлю в Ивановское художественное училище.
Взяв документы после выпускных экзаменов, направился в художественное училище и подал заявление. Впереди вступительные экзамены, надо готовиться. Взял книги по искусству, которые были в библиотеке, прочитал, в свободное время рисовал.
На экзаменах был поставлен натюрморт с кувшином и овощами для выполнения акварелью, натюрморт из геометрических тел для сдачи экзамена по рисунку. По композиции была дана тема «Идет дождь». После выполнения всех заданий я был уверен, что хоть на «тройки», работы смог выполнить, но оказалось, что по рисунку была выставлена оценка «два». Я попросил преподавателя, который присутствовал на экзаменах объяснить причину неудачи. Оказалось, что у меня полностью отсутствуют знания по перспективе и поэтому натюрморт был построен совершенно неверно. Что ж, отрицательный результат - тоже результат.
Если не удалось поступить в училище, то решил сдавать экзамены в Ярославский педагогический институт на биологический факультет, но после успешной сдачи третьего экзамена, забрал документы и вернулся в деревню. Сразу же устроился на работу в Ситьковский сельский клуб заведующим и киномехаником. В этот период принимал участие в спектаклях, концертах, конкурсах художественной самодеятельности, начал изучать иллюзионное искусство и показывать фокусы. За успешное выполнение плана на 210% по кинопрокату получил знак «Победитель социалистического соревнования».
Чтобы поступить в художественное училище надо больше изучать теорию рисунка и живописи. Но как, каким образом? Литературы в библиотеке было мало, самому теорию не осилить. Помог случай. Мама однажды пришла домой с журналом «Работница» и показала статью о Заочном народном университете искусств имени Н.К.Крупской. Я решил написать туда письмо с заявлением. Через месяц пришел ответ, что меня приняли на подготовительное отделение. Начались занятия. Из Университета прислали учебные пособия, первые задания. Все работы я выполнял в срок, отсылал в Университет, получал отзывы, изучал их, выполнял новые работы. С карандашом и красками ходил рисовать пейзажи. Так продолжалось до призыва в ряды Вооруженных Сил. Обучение пришлось прервать.
Закончилась работа в сельском клубе. Служба прошла на Кольском полуострове на атомной подводной лодке. Во время службы  продолжал рисовать карандашом, а когда появилась возможность купить краски, писал пейзажи и пытался выполнять жанровые композиции, писал и рисовал портреты своих сослуживцев. В течение трех лет был занят выпуском стенгазет и боевых листков. В одном из писем от матери я узнал, что некоторые графические и живописные работы, выполненные дома, были отобраны на выставку самодеятельных художников, которая проводилась в Москве.
Кроме пейзажей и портретов выполнял и оформительские работы. Так за время службы сделал росписи стен в нескольких квартирах у офицеров, и в садике в посёлке Островной. Самой большой работой за время службы был пейзаж, на котором изображен момент возвращения атомной подводной лодки в родную базу. Эта работа была торжественно подарена экипажу корабля. С тех пор она висит в кают-компании. Долгие вахты за пультом ракетного комплекса заставили начать писать стихи. За время службы два раза был в дальнем плавании, стал отличником боевой и политической подготовки, получил специальность электрика, стал специалистом 1-го класса и получил звание старшина 1-й статьи. После окончания службы в Военно-Морском Флоте вернулся в свою деревню. Опять устроился на работу заведующим Домом культуры и киномехаником.
Надо было продолжить обучение. Собрался писать заявление в Университет о восстановлении, но тут в деревню приехал художник Питев Виктор Николаевич из Москвы и посоветовал поступить на подготовительные курсы в Ивановскую детскую художественную школу, где обучаются взрослые люди.
Риск - благородное дело. Поехал, написал заявление, приняли. Первым учителем, был художник Серафим Николаевич Троицкий. Вот тогда-то впервые я увидел, как работают настоящие художники масляными красками. Дважды в неделю ездил в областной центр, работал в мастерской, познавал азы изобразительного искусства. Прошло около шести месяцев, настало время подачи заявлений в Ивановское художественное училище. Я и мой новый знакомый по подготовительному курсу подали заявления. Опять экзамены. Результат - провал. В расстроенных чувствах пошел на автобусную остановку, чтобы уехать домой. Транспорта долго не было, в голову лезли самые разные мысли. Обида за свою бездарность, стыд перед односельчанами и матерью. И вдруг ... осенило. Мой товарищ был принят в училище, хотя оценки были у них совершенно одинаковые. Вспомнил о наших беседах. Мой товарищ тоже работал и трудовой стаж у него тоже один год, оба мы служили в армии, но мой друг - два года, а я - три.
Тогда я направляется к училищу, добивается приема к директору училища и просил объяснить, почему при одинаковых оценках, один из поступающих принимается в училище, а другой — нет. Состоялась довольно длинная беседа с директором. Он выслушал биографию, посмотрел работы и, позвав секретаря, сказал ему, чтобы записали Травкина в двадцать первую группу. Это означало, что его приняли сразу на второй курс.
Начались годы обучения. Работа в мастерских: простые и сложные натюрморты, портреты, одетые и обнаженные фигуры, зарисовки, наброски, живописные работы, композиции, перспектива, черчение и много другого. В годы обучения я участвовал в 4 студенческих выставках. Студентам всегда живется трудновато, приходится искать дополнительный источник денег. Помог случай. Одна из знакомых женщин пригласила на фабрику имени Ф.Э.Дзержинского. Сходил. Оказалось, нужен человек, который смог бы вести занятия кружка изобразительного искусства. Три года вечерами ходил и учил детей рисованию. Иногда подворачивалась работа по оформлению плакатов, лозунгов и стендов к различным праздникам. И от этой работы не отказывался. Учиться в училище было трудно. Я понимал, что у некоторых студентов-однокурсников за плечами детская художественная школа и целый год обучения в данном училище. Первые работы были очень слабые, во многом безграмотные, но со временем они стали оцениваться все выше и выше. К дипломной работе подошел с хорошим багажом знаний. Была выбрана тема «Увлечение»: автопортрет за работой по изучению и коллекционированию насекомых. Комиссия, выслушав защиту, выставила оценку «четыре». Годы обучения в училище закончились, студенты получили распределение по местам будущей работы. Мне было предложено несколько мест. Я выбрал поселок Писцово, что находится в Комсомольском районе Ивановской области. В поселке была детская школа искусств, единственная на весь Комсомольский район. В этой школе начал преподавать уроки изобразительного искусства: живопись, композиция, лепка, рисунок, история искусств. Приходилось много выполнять заказов по оформлению для различных организаций, расположенных на территории района. Самое крупное оформление выпало на долю Писцовской средней школы. Здесь были полностью оформлены два этажа здания.
Через несколько месяцев я был назначен директором Писцовской детской школы искусств. Одновременно с административными обязанностями и преподавательской деятельность проводил беседы в средней и восьмилетней школах поселка, в Седельницкой школе вел уроки рисования и черчения, начал активно участвовать в выставочной деятельности. Живописные и графические аботы выставлялись в Писцовской ДШИ, в общеобразовательных школах Писцова, в городе Комсомольске, участвовал в областных выставках, несколько работ через Союз художников попали на зональную выставку (в Костроме).
По моей инициативе в Комсомольском районе начали организовывать ежегодные выставки детских рисунков, а меня назначили председателем выставочного комитета и членом жюри.
В течение двух лет шло сотрудничество с районным отделом культуры. В 1983 году я был назначен внештатным заместителем заведующего отделом культуры по вопросам эстетического воспитания населения. Проводилась большая работа по пропаганде изобразительной искусства, нужно было информировать об этом население. Пришлось взялся за перо и бумагу. В районной газете «Заря» начали публиковаться статьи о творчестве детей, о проводимых выставках, конкурсах, смотрах и о многом другом. Кроме этого при детской школе на мою долю выпала организация вокально-инструментального ансамбля из детей-музыкантов. Репетировали, давали концерты в самой школе, а так же в близлежащих клубах и домах культуры.
В Писцове стал семейным человеком, рождилась дочь Ксения. В 1985 году место жительства пришлось поменять по семейным обстоятельствам. Семья в полном составе переезжает в Великолукский район Псковской области. В Пореченской средней школе начал преподавать начальную военную подготовку, но искусство продолжало оставаться на первом месте: организация персональных выставок, участие в коллективных выставках, пропаганда изобразительного искусства.
В Птродворце, когда проходил военные сборы для получения офицерского звания, много времени уделял рисованию портретов солдат и офицеров военно-учебного училища имени С.М.Кирова, а также окрестностей Петродворца. Перед окончанием сборов в училище была организована выставка. На ней экспонировалось около 70 графических портретов.
В школе, кроме начальной военной подготовки, проводил занятия кружка изобразительного искусства, и возглавлял работу творческой мастерской «Веселый карандаш», руководил работой районного методического объединения учителей ИЗО. В стенах школы неоднократно проводились творческие встречи с организацией выставок для учеников школы и представителей различных организаций районного и областного значения.
После встречи с Мининым Евгением Анисимовичем началось тесное сотрудничество с районной газетой «Путь Октября», затем мои статьи и гравюры начали публиковать в городских («Великолукская правда», «Стерх Луки», «Великолукские ведомости»), областной газете («Псковская правда», «Губернские ведомости»), в журнале «Аврора» и «Библиотекарь». Знакомство с Евгением Невским оставило так же значительные следы. Так совместно с поэтом были выпущены в типографии две книжки «Не буду скучным» и «Зонтиковый дождь». Писатель Станислав Петров, при издании своих книг («Не забудь их, Россия», «Сказания старины седой»), использовал мои гравюры. Графические работы были помещены и в 4-м томе «Книги памяти». С писателем-публицистом Васильевым Иваном Афанасьевичем так же было творческое содружество. Иван Афанасьевич пригласил меня для участия в оформлении комнат Борковского экологического музея. Сотрудничество с литературно-художественным музеем продолжается до сих пор.
Однажды в стенах школы состоялась встреча с писателями из Ленинграда. Эта встреча переросла в дружбу с Шевчуком А.А. Через некоторое время в журнале «Аврора» появляется небольшая статья и фотография моих картин, а затем в книгах «Умирать не имею права» и «Мы и они».

В 1997 году Владимиру вручается педагогическая премия имени М.Савицкого от исполнительного комитета Толочинского района.
К 75-летию Великолукского района принимал участие в оформлении юбилейной книги «С любовью к родной земле», а так же книг «Дыханье родной земли», «Звон родников».
Пришло время, когда я решился подать заявление на прием в молодежное объединение Псковской организации СХ. Через некоторое время мечта сбылась. Однако это всего-навсего молодежное объединение, надо продвигаться дальше. Для этого надо было получить высшее образование и я решаю поступить в Витебский педагогический институт на заочное отделение. Учеба шла хорошо. На пятом курсе случилось непредвиденное: экономический кризис в стране, невыплата зарплаты, нищенское существование. В это же время распадается семья. Учебу пришлось оставить. Через некоторое время попытался восстановиться - безрезультатно. Обучение прекратилось совсем.
Через Союз художников выставлял свои работы в Пскове, в Пушкинских горах, некоторые были на выставке в Прибалтике. Часто картины можно увидеть в выставочных залах города Великие Луки.
Дважды принимал участие в областных конкурсах «учитель года», участвовал в различных профессиональных и любительских конкурсах. Активно готовил детей к участию в научно-исследовательских конференциях. Во многих конкурсах одерживалась победа.

Еще со школьной скамьи увлекся фотографией. Мне тогда, на день рождения, купили «Смену-8М», затем были другие фотоаппараты и пленочные, и цифровые. Фотографии публиковались и использовались при оформлении книг и открыток, участвовали в конкурсах. Не раз за фотографии получал дипломы победителя, был премирован поездкой на фотофестиваль в Самару.
В 2000 году в городе была организована моя персональная выставка. На ней было представлено 33 живописные работы. В 2001 году состоялся творческий вечер в Пореченском Доме культуры. Здесь была организована выставка живописных, графических работ, рисунки и гравюры к выпущенным книгам и готовящимся изданиям. В 2002 году большинство живописных и графических работ были привезены в Псковский дом ремесел, где была оформлена персональная выставка. Через несколько дней репортаж о выставке появился на экране Псковского телевидения.
При оборудовании в 1991 году в школе компьютерного класса появилась необходимость проводить занятия по информатике. Директор школы Петров Александр Матевеевич предложил попробовать свои силы в освоении компьютера. По инициативе Дома детского творчества в школе был создан компьютерный клуб «Квант». Мною был разработан устав, удостоверения, звания, экзамены. За эту разработку была присвоена первая квалификационная категория.
Затем в школе появился новый предмет: основы безопасности жизнедеятельности. Учебников не было и я решил собрать материал для авторских учебных пособий. С ними выступил на всероссийской конференции «Круглый стол». После этого в Пореченскую школу пришли документы о присвоении мне высшей категории.
Вместе с руководителем туристического кружка Михеевым Александром Михайловичесм участвовал в походах различной сложности.
С 2003 года начал преподавание мировой художественной культуры. Примерно в это же время начинаю работу по созданию иллюстрированного атласа бабочек. Началась кропотливая работа. Посетил библиотеки не только Поречья, но и Великих Лук, Пскова, выписывал книги по межбиблиотечному абонементу, сидел в интернете. Результат работы – 40 листов иллюстраций.
В моей жизни наступил светлый момент когда мне исполнилось 50 лет. Я встретися с Еленой Дорожук. Позже она станет моей женой. Именно она открыла второе дыханье. Начался творческий подъем, заметно изменилась палитра и техника в живописи, больше стал работать творчески, увеличились и размеры живописных произведений.
В 2010 году меня принимают в Профессиональный Союз художников (г.Москва), а через два года Рейтинговым центром Профессионального Союза художников он получает сертификат о присвоении категория 4В, как состоявшемуся профессиональному художнику. Затем в 2012 году я стал членом Творческого союза профессиональных художников (г.Москва).
Вступить с Союз художников России удалось лишь со второй попытки. Это случилось в 2013 году.
В 2013 году в моей семье большое событие - появляется сын Арсений. В этом же году я оставляю педагогическую деятельность - ухожу на пенсию. Через некоторое время директор школы Мефёд Василий Васильевич предлагает работу диспетчера образовательного учреждения – это ведение школьного сайта, обслуживание электронных журналов и компьютерной техники в школе.
В Пореченской сельской библиотеке постоянно действовала выставка моих живописных и графических работ. Однажды это заведение посетил Мартынов Николай Устинович, посмотрел работы. После этого состоялся телефонный разговор, встреча. Мартынов Н.У. – Вице президент Петровской академии наук и искусств предложил собрать документы и подать их в комиссию. В 2015 году я стал членом Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ).
В настоящее время продолжаю плодотворно работать. Написано около 900 живописных полотен, многие из них находятся в частных коллекциях, а так же в музеях пос. Писцово, в литературно-художественном музее имени Васильева И.А. в д. Борки, различных государственных организациях и учреждениях.